Максимальная толщина улучшенной штукатурки стен
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ
Разработаны инженерами Акимовой З.Н., Акимовой Е.П., Колотилиной Л.Г., Моисеевым В.А. (Государственное предприятие “Туластройпроект”), Кузнецовым В.И., Степановым В.А., Шутовым А.А. (Главное управление ценообразования, сметных норм и расхода строительных материалов Госстроя России), Кретовой В.П., Петрухиной К.М., Рогулькиной Л.Т., Титовой В.А., Юрасовой Т.А. (КТИ г.Тула), Саватеевым Л.А. (ЦНИИЭУС Госстроя России).
Настоящий сборник рекомендован Госстроем России для разработки ресурсных смет и ведомостей потребности в материалах и изделиях в составе проектно-сметной документации на всех уровнях инвестиционного процесса по специфицированной (марочной) номенклатуре. Нормы расхода материалов могут использоваться всеми сторонами независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности для определения потребности в ресурсах при выполнении строительных и монтажных работ, расчета плановой и фактической себестоимости указанных работ на основе калькулирования издержек производства в ценах и тарифах того периода, для которого определяется сметная и фактическая стоимость работ.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Общие указания
1.1. B настоящий сборник включены строительные процессы на выполнение штукатурных работ.
Сборник разработан на основе сборника N 15 “Отделочные работы” СНиР-91 (СНиП 4.02-91, СНиП 4.05-91) с конкретизацией структуры строительно-монтажных процессов и выделением операций, предусматривающих расход материалов.
1.2. Нормативные показатели расхода материалов предназначены для определения потребности ресурсов при выполнении штукатурных работ и расчета плановой и фактической себестоимости указанных работ на основе калькулирования издержек производства в ценах и тарифах того периода, для которого определяется сметная и фактическая стоимость работ. Нормативные показатели применяются всеми участниками инвестиционного процесса независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
1.3. В основу нормативных показателей положены производственные нормы расхода материалов, определяющие максимально допустимый расход материалов на производство единицы продукции строительного процесса (рабочей операции) заданного качества при данном уровне техники, технологии, организации строительства и использовании материальных ресурсов, соответствующих требованиям стандартов и нормативных документов.
1.4. Нормами учтены чистый расход и трудноустранимые потери (отходы) материалов, образующиеся в пределах строительной площадки, при выполнении рабочих операций, предусмотренных технологией и организацией производства.
1.5. В нормы не включены:
– потери и отходы материалов, обусловленные отступлением от регламентированных технологических процессов и режимов работы, нарушением установленных правил организации, производства и приемки работ, применением некачественных материалов;
– потери и отходы материалов, образующиеся при транспортировании их от поставщика до приобъектного склада строительной площадки;
– расход материалов на ремонтно-эксплуатационные и производственно-эксплуатационные нужды в части изготовления, ремонта и эксплуатации оснастки, приспособлений, стендов, средств механизации и т.п.
1.6. Нормами настоящего сборника предусмотрено выполнение штукатурных работ с инвентарных столиков, стремянок и лестниц в помещениях высотой до 4 м.
В помещениях высотой более 4 м определение затрат на их устройство производится согласно сборнику 8 ”Конструкции из кирпича и блоков” на основании проектных данных.
1.7. Настоящими нормами предусмотрено оштукатуривание каменных, бетонных и других поверхностей, выполненных с допусками согласно СНиП на производство и приемку работ.
1.8. Нормы расхода материалов на оштукатуривание фасадов предусматривают улучшенную и высококачественную отделку; поверхностей внутри зданий – простую, улучшенную и высококачественную отделку.
1.9. Работы по оштукатуриванию поверхностей в помещениях со специальным архитектурным оформлением (зрительные залы, театры, клубы, музейные и выставочные залы и т.п.) надлежит нормировать по таблицам с 15-52 по 15-57 включительно.
1.10. Выполнение насечки поверхностей следует нормировать по пп.15-65-8 и 15-65-9.
1.11. Оштукатуривание оконных откосов при штукатурке фасадов следует нормировать по пп.15-53-1 и 15-56-1.
1.12. Нормы расхода материалов, приведенные в п.15-51-7, не предусматривают оштукатуривание отдельных элементов фасадов по сетке. Эти затраты следует определять по таблице 15-70.
1.13. Поверхность оштукатуриваемого основания должна быть тщательно очищена от пыли, грязи, жировых и битумных пятен, выступивших на поверхность солей.
1.14. Поверхности, недостаточно шероховатые, должны быть обработаны нарезкой, насечкой или пескоструйным аппаратом до получения фактуры, обеспечивающей надлежащее сцепление с ними штукатурки.
1.15. Выступающие части, места сопряжения деревянных конструкций с кирпичными и прочими конструкциями, а также другие поверхности при необходимости нанесения на них штукатурного намета толщиной более 20 мм должны покрываться металлической сеткой.
Места сопряжения оштукатуриваемых конструкций, выполненных из разных материалов, обивают металлической сеткой с перекрытием стыка на 4-5 см по обе стороны.
1.16. Толщина слоя обрызга по деревянным поверхностям принимается не более 9 мм (включая толщину драночной обивки), а по каменным, бетонным и кирпичным поверхностям – не более 5 мм.
1.17. Толщина каждого слоя грунта не может превышать 7 мм при известковых или известково-гипсовых растворах и 5 мм – при цементных растворах.
1.18. Средняя общая толщина штукатурного намета не должна превышать для простой штукатурки 12 мм, улучшенной – 15 мм и высококачественной – 20 мм.
1.19. Толщина слоя накрывки после ее выравнивания и затирки войлочными терками должна составлять для всех видов штукатурки, кроме декоративной, не более 2 мм, а для декоративной – 5 мм. Накрывочный слой штукатурки наносится после схватывания последнего слоя грунта.
1.20. Нормы настоящего сборника не предусматривают применение растворов с пластифицирующими добавками.
При применении этих добавок нормы подлежат корректировке.
2. Правила исчисления объемов работ
2.1. Площадь штукатурки фасадных стен следует исчислять за вычетом площади проемов по наружному обводу коробок.
При улучшенной и высококачественной штукатурке фасадов площадь, занимаемая архитектурными деталями (карнизами, поясками, наличниками и другими тянутыми деталями), а также примыкающими к зданию колоннами и пилястрами, не включается в площадь стен и должна исчисляться отдельно.
Мрамор в объем штукатурных работ не включается, так как устройство основания нормируется по облицовочным работам.
2.2. Объем работ по установке лесов следует исчислять:
а) при оштукатуривании потолков и стен в помещениях – по горизонтальной проекции потолков;
б) при оштукатуривании в помещениях только стен – по длине стен, умноженной на ширину настила лесов;
в) при оштукатуривании фасадов – по вертикальной проекции стен без вычета проемов;
г) при оштукатуривании на фасадах только карнизов, тяг, откосов и наличников – по проекту.
2.3. Площадь оконных откосов и отливов, дверных откосов и боковых поверхностей выступающих из плоскости или вдающихся в толщину стен архитектурных и конструктивных деталей фасадов исчисляется отдельно с подразделением на две группы: по ширине до 200 мм и более 200 мм. При улучшенной штукатурке фасадов откосы и отливы должны исчисляться отдельно.
2.4. Объем работ по оштукатуриванию колонн, примыкающих к зданию или отдельно стоящих, а также пилястр следует исчислять по площади их развернутой поверхности.
2.5. Объем работ по вытягиванию карнизов, тяг, поясков, наличников и других тянутых деталей при высококачественной штукатурке фасадов следует исчислять по площади, занимаемой ими на поверхности фасадов (по проекции на стену).
При устройстве карнизов с откосом, превышающим их высоту, объем работ следует исчислять по площади горизонтальной проекции карнизов.
2.6. Площадь, занимаемая лепными деталями, устанавливаемыми на оштукатуриваемую поверхность, из общей площади штукатурки исключаться не должна.
2.7. Объем работ по внутренней штукатурке следует определять по отдельным помещениям в зависимости от разновидности их отделки (простая, улучшенная, высококачественная) или по квартире, этажу, секции в целом, если тип отделки для всех помещений принят одинаковым.
2.8. Объем работ по оштукатуриванию внутренних стен следует исчислять за вычетом площади проемов по наружному обводу коробок и площади, занимаемой тянутыми наличниками.
Высоту стен следует измерять от чистого пола до потолка. При этом площадь боковых сторон пилястр добавляется к общей площади стен.
2.9. Объем работ по оштукатуриванию потолков (в том числе кессонных с площадью горизонтальной проекции кессона до 12 м ) следует исчислять по площади между внутренними гранями стен или перегородок. Объем работ по оштукатуриванию ребристых перекрытий и кессонных потолков с площадью горизонтальной поверхности кессона более 12 м следует исчислять по развернутой поверхности.
Развернутая поверхность потолков определяется по площади их горизонтальной поверхности с применением следующих коэффициентов: для ребристых – 1,6; для кессонных – 1,75.
2.10. Оштукатуривание боковых и верхних оконных заглушин и откосов, ниш отопления в нормах пп.15-60-1, 15-60-3, 15-60-5, 15-61-1, 15-61-3, 15-61-5, таблиц 15-62 и 15-63 учтено и отдельно исчисляться не должно. Объем работ по устройству нижних оконных заглушин следует исчислять дополнительно по их площади и нормировать по п.15-65-3.
2.11. Объем работ по оштукатуриванию оконных и дверных откосов внутри зданий следует исчислять дополнительно по их площади и нормировать по пп.15-65-1 и 15-65-2.
2.12. Объем работ по тяге внутренних наличников следует определять по площади, занимаемой ими на поверхности стен (по проекции на стену).
2.13. Объем работ по оштукатуриванию лестничных маршей и площадок должен исчисляться по площади их горизонтальной проекции поэтажно.
2.14. Объем работ для оштукатуривания карнизов и тяг должен исчисляться отдельно по сумме откоса и высоты, умноженной на длину тяги.
РАЗДЕЛ 01. Штукатурка фасадов
Таблица 15-51. Улучшенная штукатурка цементно-известковым раствором по камню
Состав работ: 01. Нанесение раствора по подготовленной поверхности для обрызга и грунта с разравниванием и затиркой накрывочного слоя
Расчеты и рекомендации по толщине штукатурного слоя
Актуальный вопрос в штукатурных работах — какой слой раствора можно наносить на стену? Допустимая толщина слоя штукатурки во многом зависит от её состава, армирования, материала основания. Об этих нюансах мы расскажем в статье, а также о нормах толщины по СНиП и рекомендациях производителей отделочных смесей.
Как рассчитать толщину штукатурки
Перед началом ремонта важно определить ориентировочный расход материалов и их стоимость. Действующие в строительстве стандарты не регламентируют максимальную толщину отделочного покрытия, минимум определяется свойствами конкретной строительной смеси и степенью неровности стен.
Большинство производителей указывает примерный расход их штукатурки на м2 поверхности. Но чтобы потом не пришлось докупать несколько мешков, лучше заранее измерить кривизну. Существует несколько различных способов это сделать. Раньше широко применялся отвес, теперь чаще используют лазерный нивелир и правило.
Последовательность действий следующая:
- Лазерный нивелир ставится максимально близко к стене, рабочая сторона прибора должна быть развёрнута параллельно её поверхности.
- Устанавливается режим проецирования вертикальной плоскости.
- Расстояние от лазерной линии на полу до стены замеряют линейкой примерно через каждые полметра и записывают данные в тетрадь.
- Далее измерения повторяются со смешением вверх на те же полметра. Для того чтобы поднять лазерную черту, мастер прикладывает к стене правило.
- В результате отделочник находит самый выпуклый участок стены. Он назначается нулевым уровнем.
Теперь становится возможным определить, какой средний слой штукатурки должен быть. Он получается методом сложения минимального допустимого слоя отделки и общего объёма недобора до нулевой плоскости, поделённого на площадь стены.
Когда нужна армирующая сетка
В ряде случаев при штукатурных работах строители устанавливают специальную армирующую сетку из металлической или пластиковой проволоки. По аналогии с железобетонными конструкциями она предназначена для сопротивления растягивающим нагрузкам, которые могут возникать при перепадах температуры и передаче деформаций несущей стены на внешний отделочный слой.
Сетка способствует увеличению адгезии, т. е. улучшает сцепление материалов, препятствует растрескиванию и расслаиванию. Кроме того, применение арматуры минимизирует последствия возможных нарушений технологии, например несоблюдения температурно-влажностного режима.
Для отделки толщиной до 50 мм использование сетки является необязательным и напрямую зависит от требований клиента и выделяемого бюджета. При превышении этого показателя большинство профессионалов предпочитают её поставить, несмотря на то, что данного требования нет в действующем СНиП 3.04.01–87.
Нормы по СНиП
СНиП «Изоляционные и отделочные покрытия» указывает такие величины максимальной и минимальной толщины одного слоя штукатурки:
При нанесении одним слоем:
- раствор на основе цемента – до 20 мм;
- раствор на основе гипса – до 15 мм.
При нанесении в несколько слоёв:
- обрызг (намёт) каменных поверхностей – до 5 мм;
- обрызг (намёт) деревянных поверхностей – до 9 мм;
- грунтовка цементным раствором – до 5 мм;
- грунтовка известковым или известково-гипсовым раствором – до 7 мм;
- накрывочный слой из обычной штукатурки – до 2 мм;
- накрывочный слой из декоративной штукатурки – до 7 мм.
В многослойном покрытии каждый слой укладывается только после схватывания предыдущего, это следует учитывать, оценивая продолжительность работ.
Рекомендации производителей
Компании, создающие строительные смеси, проводят серии тестов своих продуктов и имеют развитую систему контроля качества. Как эксперты они прилагают к своему товару список рекомендаций, которые уточняют общие представления об отделочных смесях.
Вот наиболее популярные марки материала:
▶ Knauf Rotband (Ротбанд). Гипсовая штукатурка с высококачественными пластификаторами и полимерными добавками. Рекомендуемый диапазон по толщине отделки: минимальная – 5, максимальная – 50 мм. На каждые 10 мм расход смеси составляет 8,5 кг на м2 площади стены.
▶ Knauf Grunband. Морозостойкая и трещиностойкая цементно-известковая штукатурка. Расход материала – 12 кг/м2 при толщине отделки в 1 см. Рекомендуемые минимальная и максимальная величина отделочного слоя – те же, что для Knauf Rotband.
▶ Ceresit CT 24. Ещё одна смесь на цементном вяжущем, оптимально подходящая для оштукатуривания внешних стен дома. Производитель советует использовать её для стен из ячеистого бетона, рекомендуемый слой – от 3 до 30 мм. Расход при 10 мм — 14 кг/м2.
▶ Veber Vetonit TT40. Универсальный состав на основе цемента. Рекомендуется наносить по 5–40 мм, расход – 17 кг/м2.
▶ Unis Экослой. Штукатурка на гипсовой основе от компании Unis. Производитель рекомендует толщину отделки от 5 до 50 мм, с возможным увеличением до 70 на вогнутых участках стен. Расход – 10-11кг/м2.
▶ Unis Теплон. Смесь на основе модифицированного гипса. Значения по толщине как для Unis Экослой. Расход смеси – 9 кг/м2.
▶ Старатели. Состав на основе гипса. Допустимая толщина — от 5 до 100 мм. Расход для слоя 1 см – 9 кг на м2 поверхности стены.
▶ Основит PC21 M. Высокопрочная цементная штукатурка. Может накладываться слоем от 2 до 30 мм. Расход 13 кг/м2 при толщине в 1 см.
Толщина декоративной штукатурки
Штукатурка может служить как выравнивающим покрытием для последующей покраски или отделки плиткой, так и самостоятельно являться внешним декоративным покрытием. В последнем случае для внешнего слоя часто применяются специальный состав и технология нанесения.
Основные виды декоративной штукатурки и толщина облицовки:
Короед. Содержит мраморную крошку, размер которой напрямую влияет на расход штукатурки. Средняя толщина слоя – 3 мм.
Венецианская. Штукатурка для создания гладкого мраморовидного покрытия. Наносится такое покрытие в 2 слоя, толщина каждого 1-3 мм.
Мозаичная. Состоит из акрилового сополимера и декоративного заполнителя. Крошки бывают довольно крупными, до 3 мм. Толщина такого слоя обычно около 2–3 мм.
Шуба. По составу данный вид штукатурки может быть абсолютно стандартным. Выделяется шуба технологией нанесения. Сначала штукатурка укладывается ровно в 3–5 мм, а через примерно 15 минут, не дожидаясь её высыхания, поверхность стены обрабатывают валиком.
Жидкие обои. В этом составе для декоративной отделки добавлены целлюлозные и шёлковые волокна. Примерная толщина покрытия – 2–3 мм.
Определение необходимого количества штукатурки – задача не такая тривиальная, как может показаться на первый взгляд. Опытный строитель-отделочник хорошо знаком с различными типами стен и составами смесей, он знает, как влияют на качество отделки внешние факторы, поэтому способен выбрать оптимальный тип отделочной смеси и её толщину. Мастерам – любителям лучше всего в этом вопросе руководствоваться рекомендациями от производителей материалов.
Надеемся, что статья была вам полезна. Задавайте вопросы и делитесь опытом в комментариях.
Как сделать светящуюся краску в домашних условиях?
- Преимущества
- Что за чудо-краска?
- Функционирование
- Зачем она нужна?
- Основные виды
- Как сделать самостоятельно?
- Изготовление из люминофора
- Изготовление люминесцентной краски с нуля
Наиболее частым запросом у людей, желающим преобразить свое пространство и задумывающихся о косметическом ремонте, является светящаяся краска. Многие наслышаны о том, что это такое, и активно используют ее в своих домах.
Ее наносят на стены, потолок или вещи в интерьере, добавляя индивидуальности своему жилищу. Так, днём комната выглядит обычно, а ночью превращается в настоящий сказочный домик со звёздами на потолке или красивыми цветами, расположенными на стенах.
Преимущества
Краска имеет целый ряд преимуществ: она долговечна, неприхотлива в уходе и несложна в нанесении, а эффект ошеломляет. Это отличная альтернатива ночным светильникам. Она экономична: краска набирает энергию от дневного света, а ночью отдает его и тем самым светится.
Особенно популярна она при использовании в детских комнатах, ведь так можно создать уют, чувство комфорта и безопасности. Дети, как правило, боятся темноты, а с красивыми светящимися узорами им легче заснуть, они чувствуют себя спокойно.
Рассматривая различные рисунки, ребенок быстрее успокаивается и засыпает, что отлично влияет на его фантазию и развитие творческих способностей.
Популярна эта краска не только в строительстве, но и в различных видах творчества – будь то создание аквагрима или декорирование различных предметов.
Это добавит нотки волшебства любому предмету или процессу.
Что за чудо-краска?
Краска, которая преобразит любой предмет за счёт свечения, бывает двух видов – люминесцентная (ещё ее называют люминофорной) и флуоресцентная. Очень часто их путают, допуская большую ошибку.
Рассмотрим характеристики, которые их отличают:
- Флуоресцентная краска способна к свечению лишь под прямым воздействием лучей ультрафиолета, именно поэтому она требует специальных ламп.
- Люминесцентная краска способна светиться сама.
Именно о последней сейчас и пойдет речь – это самый простой способ преобразить пространство. Не требуются никакие дополнительные источники.
Функционирование
Название краски происходит от слова «люминесценция», что означает способность особенного вещества за счёт своей же энергии светиться. За этот процесс отвечают специальные пигменты, которые имеют название «люминофоры». Именно они накапливают в себе энергию в дневное время от солнца либо от искусственного освещения, а ночью радуют наш глаз своим сиянием.
Этот процесс получения света днём, и отдачи ночью – словно «вечный двигатель», он может работать долгие годы. Все, что требуется – это нанести краску на поверхность, а дальше процессы активизируются самостоятельно.
Интересно, что энергия вырабатывается не только от яркого солнечного света, но и от любого другого источника (фонарика, лампы, лунного света).
Что касается продолжительности действия, то 15 минут «подзарядки» у искусственного источника света дают энергии на 10 часов работы в темноте с постепенным снижением яркости.
Люминофор – устойчивое вещество как физически, так и химически, способное продержаться на фасаде здания более 30 лет, что уже говорить о внутренних поверхностях. Вы можете сами регулировать яркость свечения, увеличив или уменьшив концентрацию пигментов.
Выбор вида краски между люминесцентной и флуоресцентной остаётся за вами. По принципу они похожи, отличаются лишь самостоятельностью свечения. Обратите внимание на то, что последние содержат в своем составе фосфор, который опасен для здоровья человека. Если и применять их, то лишь для работ снаружи здания. Материалы же из люминофора практически полностью безопасны.
Зачем она нужна?
Такая краска востребована в декоре комнат, элементов интерьера или даже гардероба – стоит ее просто нанести на поверхность. В ее состав, помимо уже вам известного люминофора, входит прозрачный лак. Он и является основой материала. В зависимости от его свойств бывают краски для любой поверхности – будь то обои, металл или пластик, керамика или стекло, дерево или штукатурка – вариантов много.
Люминесцентная краска активно используется в следующих областях:
- при покраске внутреннего покрытия;
- при декорировании отдельных предметов интерьера;
- в одежде (профессиональная одежда, украшение гардероба);
- в дорожной разметке;
- в улучшении автомобилей;
- при изготовлении рекламной и декоративной продукции (сувениры, фото, кружки, футболки, брелоки, значки, магниты);
- в шоу-индустрии (экраны для световых представлений);
- в индустрии красоты (лак для ногтей, пигментные тени);
- в творчестве (для создания декупажа, светящегося песка, камней, картин, украшений и подарков).
Более того, можно наносить данный состав даже на живые цветы или на лицо при нанесении аквагрима. Представьте, какая это площадка для творчества.
Основные виды
Все красящие составы делят на две категории:
- Бесцветные краски, которые производятся на основе полностью бесцветного лака. Их можно смело наносить поверх любого рисунка на предмет.
- Цветные – краски, имеющие в своем составе дополнительный красящий пигмент – такой, как колер. Днём их нельзя отличить от обычной краски, а ночью они проявляются и начинают светиться.
Помимо этого, выделяют ещё виды красок в зависимости от свойств и характеристик:
- Акриловые эмульсии. Они полностью безопасны и при этом быстро сохнут. Их можно использовать как во флористике, так и при нанесении грима.
- Полиуретаново-минеральные эмали. Используются в основном для пластика.
- Термостойкие краски – могут нагреваться до 500 градусов, так что подходят как для стекла, так и для металла.
- Водостойкие краски – создают особую водонепроницаемую пленку, за счёт чего активно используются в ванных комнатах и бассейнах.
Как сделать самостоятельно?
Чтобы получить светящуюся краску, необязательно спешить в магазин. Мы можем создать ее сами. Есть два варианта – можно приготовить краску или из готового люминофора или полностью с нуля. Начнем с первого варианта.
Изготовление из люминофора
Приобрести люминофор вы можете в строительном магазине либо заказать в интернете. Он не дешёвый, но его нужно совсем немного: 100г вещества способно окрасить 8 квадратных метров поверхности. В основном цена зависит только от выбранного цвета. Светлые пигменты (бежевые, салатовые) стоят немного дешевле, а более яркие (синие, зелёные) – дороже.
Также стоит помнить, что лак нужно подбирать под ту поверхность, которую мы будем окрашивать.
Способ приготовления краски:
- Наливаем лак в ёмкость.
- Добавляем порошок люминофора исходя из пропорции 70% лака к 30% красящего пигмента.
- Не забываем добавить растворитель – не более 1%.
- Массу тщательно перемешиваем.
- При необходимости добавляем колер для придания нужного нам оттенка.
Готовую краску можно смело использовать и хранить так же, как и лаки подобного типа.
Изготовление люминесцентной краски с нуля
В случае если вы не нашли люминофор нужного оттенка или же желаете провести самостоятельный опыт, стоит набраться терпения. Процесс будет более сложным и долгим. Нужно будет приложить больше усилий, времени, а также найти специальные реактивы. Но результат не заставит себя ждать.
Здесь главным компонентом будет хвойный экстракт, в зависимости от его концентрации мы будем получать нужный эффект свечения.
Для создания краски нам понадобятся:
- жаропрочная посуда с широким дном;
- хвойный экстракт;
- борная кислота.
Способ изготовления в домашних условиях:
- В отдельной ёмкости разбавляем хвойный концентрат водой в соотношении 1: 50. Получившийся раствор должен быть жёлтого оттенка.
- Насыпаем 3г борной кислоты в жаропрочную посуду.
- Капаем в порошок 10 капель получившегося хвойного раствора.
- Тщательно перемешиваем получившуюся смесь и распределяем по дню посуды так, чтобы слой был не толще 4 мм.
- Ставим посуду на плиту и включаем небольшой огонь.
- Вода начнет испаряться, а смесь плавиться, и на поверхности появятся небольшие пузыри – их мы протыкаем.
- После полного расплавления смеси снимаем ее с огня и оставляем до полного остывания при комнатной температуре.
- Застывшую корочку растираем в порошок – это и есть получившийся люминофор. Его мы смешиваем с лаком и растворителем по рецепту, приведенному выше.
Как вы видите, сделать светящуюся краску самому не очень сложно, главное – желание и усердие.
Люминесцентная краска – простой способ изменить надоевший дизайн, обновить вещь и привнести перемены. Более того, это современный и необычный способ самовыражения, отлично подходящий для творчества, декоративных и остальных нужд.
О том, как сделать светящуюся краску в домашних условиях по новому рецепту, смотрите в следующем видео.
Как сделать люминофор своими руками
Люминофор — особое вещество, способность которого в преобразовании поглощаемой энергии в обычный свет.
Другими словами, люминофор способен излучать свет под действием ультрафиолета, электромагнитного поля или другого типа излучения.
Так, применяемые в неоновых трубках люминофоры, горят под действием ультрафиолетовых лучей, а также излучения ртутных паров.
В переводе с греческого люминофор — «несущий свет».
Сегодня можно выделить несколько видов люминофоров.
По химическим свойствам их можно поделить на два вида.
Неорганические (кристаллофосфоры).
Такой вид люминофоров нашел применение в люминесцентных лапах, ЭЛТ (электрических лучевых трубках), экранах для рентгена и так далее.
Кроме этого, неорганический люминофор является индикатором радиации.
Свечение «неорганики» обусловлено наличием большого числа катионов, которые содержатся в минимальном объеме (до 0,001%). По своей сути неорганические люминофоры — катионы металлов.
Используются в производстве флуоресцентных красок, люминесцирующих материалов и так далее.
Часто их применяют для проведения люминесцентного анализа в различных отраслях, к примеру, в медицине, биологии, химии, криминалистике, автомобилестроении и так далее.
Делим люминофоры по характеристикам
По своим характеристикам люминофоры бывают:
фотолюминфоры;
катодолюминофоры;
рентгенолюминофоры;
электролюминофоры;
радиолюминофоры.
Наибольшей популярностью пользуется фотолюминофор — вид люминофора, который обладает определенными свойствами и может длительно сохранять энергию.
После ее накопления люминофор может длительно отдавать ее в форме излучения — ультрафиолетового, инфракрасного или того, который виден глазу человека.
Именно люминофор типа фотолюминофор можно сделать своими руками.
Люминофор активно применяется в самых различных сферах — в полиграфических и текстильных изделиях, в декорациях и шоу-технике, для создания спасительных устройств, для наружной рекламы, при изготовлении спецодежды и так далее.
Широкое применение люминофор получил и в аэрографии — художественной росписи автомобиля.
Люминофор можно наносить на кузов автомобиля или колпаки. Достаточно небольшого слоя, чтобы в темное время суток автомобиль преображался и излучал яркий свет в местах обработки.
Почти во всех перечисленных случаях применяется фотолюминофор — наиболее безопасный, простой в применении и красивый вид люминофора.
Стандартный люминофор состоит из двух основных компонентов — борной кислоты и концентрата хвои.
Обе составляющие найти несложно. К примеру, хвойный концентрат продается во многих аптеках. При этом будьте внимательны. Нужен не экстракт, а именно концентрат. Для приготовления люминофора это очень важно.
Процесс приготовления и меры безопасности
Теперь рассмотрим, как приготовить люминофор самостоятельно. Действуйте в приведенной ниже последовательности.
1. Насыпайте (наливайте) концентрат хвои в заранее подготовленную посуду.
2.Добавляйте небольшое количество воды. Итог таких манипуляций — получение раствора тартразина.
Сам тартразин представляет собой синтетический краситель, имеющий желтый цвет. Данный элемент относится к категории пищевых добавок (известен под названием Е 102/запрещен в ряде европейских стран).
Как правило, тартразин добавляется в йогурты, пюре, мороженое, супы и прочую еду. Минус таких красителей — опасность для астматиков. Чрезмерное попадание Е 102 в организм может привести к зуду, нарушению зрения, мигрени и так далее.
3. Сыпьте немного борной кислоты в ложку.
4. Смачивайте полученную смесь с помощью тартразина.
5. Перемешивайте состав до тех пор, пока не получится однородная масса.
6. Грейте смесь до момента, пока она не превратиться в густой состав зеленоватого оттенка. Чтобы лучше прогреть смесь, возникшие сверху пузырьки необходимо проткнуть.
7. После этого охлаждайте смесь и вливайте небольшое количество тартразина. После этого снова прогревайте состав.
В итоге вы должны получить желтое однородное вещество.
8. Подействуйте на получившийся состав фотовспышкой (яркие световые лучи необходимы для «активации»).
Вот и все. Впоследствии готовый люминофор можно перетереть в порошок, добавить в жидкость (как правило, обычную воду).
Кроме этого, люминофор можно изготовить, смешав родамин и борную кислоту (в последнем случае качество продукта будет много хуже).
При выполнении работ будьте осторожны, работайте в перчатках и по возможности защитите глаза с помощью очков.
Что такое люминофор: светящаяся жидкость «кухонного» производства
Мы очень рады, что читатели всё чаще присылают нам свои обзоры и пошаговые инструкции. Но сегодня у нас особенная статья, которую прислал в редакцию Сажин Константин Алексеевич из города Магнитогорск Челябинской области. В ней он расскажет о том, как сделать люминофор, то есть светящуюся жидкость, своими руками буквально «на коленке», в «кухонных» условиях из компонентов, которые можно найти в свободном доступе в аптеках и специализированных магазинах, предлагающих различные химические компоненты и реактивы.
Вдохновившись однажды увиденной стеклянной банкой с жидкостью, которая светилась в темноте, я решил во что бы то ни стало самостоятельно сделать раствор с подобными свойствами. Причём приобретать готовые люминофоры мне совершенно не хотелось, поэтому пришлось засесть за учебники по химии. Как оказалось, не всё так сложно. Практически все ингредиенты люминофора можно приобрести в аптеке, за некоторыми пришлось идти в магазин, специализирующийся на продаже химических реактивов. При этом, все компоненты оказались безопасны, а потому были найдены в открытом доступе. Сейчас я попробую объяснить суть приготовления жидкости, светящейся в темноте и не требующей «зарядки» от света, как большинство люминофоров, создаваемых из борной и лимонной кислоты (хотя они тоже довольно интересны). Итак, приступим.
Подготовка к опыту: тара, ингредиенты и чем их можно заменить
Для создания люминофора по методу, который я сейчас буду описывать, необходимо приготовить стеклянную тару. Для этих целей вполне подойдёт обычная бутылка из стекла с закручивающейся пробкой. Сразу стоит предупредить – применять для размешивания пластиковую тару нельзя. Элементы, которые будут в ней смешиваться, достаточно активны, и могут попросту разъесть пластмассу.
Светящаяся жидкость или люминофор, будет состоять из трёх компонентов. Конечно, можно взять оригинальный состав, который я использовал в самом начале своих опытов, но не в каждом городе можно найти специализированный магазин, где продаются химические реактивы. Поэтому, несмотря на то, что на фотопримерах будут именно они, попутно я объясню, что и чем можно заменить.
Гидроксид калия или натрия и его аналоги
Гидроксид калия приобретался мною в химическом магазине. Стоит он очень дёшево, но вот найти сам магазин бывает довольно проблематично. Поэтому встал вопрос поиска аналогов. Проще всего оказалось найти гидроксид натрия, который известен многим как каустическая сода (не путать с пищевой). Раньше наши мамы и бабушки использовали её, чтобы откипятить нагар со старых сковородок или кастрюль. Также каустическая сода неплохо справлялась с накипью в чайнике. Однако после такой чистки, перед тем, как использовать утварь по назначению, приходилось по нескольку раз кипятить в ней воду и выливать обратно, чтобы полностью промыть посуду.
Каустическая сода используется в сельском хозяйстве, а значит, проблем с её приобретением не возникнет
ФОТО: agronoma.ru
Кстати, для изготовления люминофора можно использовать и давно просроченные реактивы. На этом также можно сэкономить при приобретении. Если говорить о необходимом для опыта объёме, то каустической соды понадобится всего одна столовая ложка.
Диметилсульфоксид и его производные
Несмотря на столь «страшное» и неудобоваримое название, этот элемент продаётся в любой аптеке и стоит очень дёшево. На аптечных прилавках его можно найти по названию «Димексид». Часто это вещество используется автомобилистами для того, чтобы отмыть двигатель от застарелых масляных потёков. Конечно, запах у вещества довольно неприятный, но задачу свою оно выполняет отменно. Для создания люминофора нам понадобится один пузырёк объёмом 100 мл.
«Димексид» можно приобрести в любой аптеке, а отпускается он свободно, без рецепта
«Люминол», его аналоги, где можно приобрести
«Люминол» – это третий, и, наверное, самый дорогой из компонентов, которые нам необходимы. Если нет возможности приобрести чистый препарат, его можно заменить аптечным аналогом, называемым «Галавит». Он также продаётся свободно, без рецепта.
Важно знать ещё до начала опыта о том, что недостаточное количество «люминола», добавленное в раствор, даст слабое, но очень продолжительное свечение. Если добавлен необходимый объём, свет будет ярким, с зеленоватым или синеватым оттенком, а продолжительность свечения составит около часа. А вот избыток «люминола» приведёт к тому, что бутылку придётся постоянно встряхивать, периодически открывая при этом крышку для доступа внутрь кислорода. Без воздуха наша хитрая «лампочка» работать не будет.
Порошок «Галавит» неплохо подходит для создания люминофора, однако его потребуется в 3-4 раза больше, чем чистого «люминола»
ФОТО: ckimm.com.ua
Конечно, намного лучше, если удастся разыскать чистый «люминол». При этом, опять же, совершенно не имеет значения, когда закончился его срок годности. Свою задачу выполнит даже порошок, производства времён Советов. Для того, чтобы читателям было понятно, как выглядит пузырёк с этим элементом люминофора, предлагаю посмотреть на фотопример сохранившегося у меня пузырька – именно этот элемент я буду использовать сегодня.
«Люминофор», срок годности которого вышел ещё в 2012 году
Приступаем к изготовлению люминофора: смешиваем ингредиенты
Для начала берём в руки стеклянную бутылку, внутри которой находится столовая ложка гидроксида калия, который можно заменить каустической содой. Тем, кто выполняет подобный химический опыт впервые, посоветую надеть резиновые перчатки. Конечно, при попадании на кожу ни один из элементов люминофора кожу не прожжёт, однако раздражение в этом случае обеспечено, что весьма неприятно.
Открутив крышку бутылки, наливаем в неё «димексид», завинчиваем пробку и начинаем разбалтывать содержимое. Это занятие на ближайшие 5-10 минут. Понятно, что каустическая сода не растворится в диметилсульфоксиде, но некоторые вещества всё же вступят в реакцию, а большего нам и не требуется.
Выливаем «димексид» в бутылку с каустической содой
Добавление «люминола»: наблюдаем за реакцией
Теперь можно добавить в раствор «люминол». Если это чистый реагент, то потребуется совсем малое количество порошка – примерно 2-3 спичечных головки. При свете видимой реакции не будет, «люминол», который представляет собой тёмно-красный порошок, просто будет медленно оседать на дно бутылки.
Порошка «люминола» в растворе потребуется очень мало
Немного подождав, можно выключить свет и посмотреть, что у нас получилось.
Проверка «работоспособности» беспроводной «лампочки»
По прошествии пары минут выключаем свет и видим, что от жидкости исходит слабое свечение. Однако нас это не устраивает. Ведь не для того мы разыскивали и приобретали различные ингредиенты, чтобы посмотреть на еле заметную в темноте бутылку. А значит, нам необходимо «активировать» раствор, чтобы его свечение было значительно интенсивнее.
Свечение жидкости еле заметно в темноте, пора приступать к «активации»
Для того, чтобы увеличить световой поток от бутылки, её необходимо как следует встряхнуть. Уже после первых движений изготовленный нами люминофор засветится ярче.
Интересно то, что процесс выделения света происходит совершенно без теплоотдачи. Мы все привыкли, что при практически любой химической реакции идёт выделение тепла. Так вот, сегодняшний опыт по изготовлению люминофора можно назвать одним из исключений. Бутылка, внутри которой находится светящаяся жидкость, совершенно не меняет температуру.
Если бутылку встряхнуть, свечение станет значительно интенсивнее
Практическая польза от «мини-фонарика»
Конечно, о глобальной пользе подобного люминофора говорить не приходится. Вообще может показаться, что изготовление светящейся жидкости представляет интерес только в познавательных и эстетических целях. Однако я придумал, как ещё можно применить изготовленный люминофор. К примеру, при его свете можно даже читать, хотя и с трудом (проверенно на первой попавшейся под руку бумажке – видимо, какой-то инструкции). Согласен, применение спорное с точки зрения пользы, но всё же.
В свете люминофора на бумаге чётко читается напечатанный текст
Срок годности щелочного раствора
После того, как реакция с «люминолом» прошла, и свечение не появляется даже при встряхивании бутылки, состав можно хранить неограниченное время. В любой момент его можно снова активировать, добавив нужный реагент. Сам щелочной раствор («димексид» с каустической содой) в закрытой бутылке может храниться годами, ожидая своего часа.
У меня есть одна привычка, которую я никак не могу побороть. Я не выбрасываю отработанные реактивы и на сегодняшний день их накопилось в гараже достаточно много. Но на этот раз эта привычка мне помогла – среди банок и бутылок нашлась и старая, испытанная ещё 2-3 года назад в подобном опыте щёлочь. Ради проверки я добавил в неё «люминол», после чего проверил в темноте. Вы не поверите, но свечение появилось, хотя и не столь интенсивное, как у свежеразведённого состава. Кстати, вот и плюс от сегодняшнего опыта – старая щёлочь всё-таки отправилась в канализацию, надеюсь, что попутно прочистив трубы.
Этот раствор стоял на полке гаража более двух лет, но оказался работоспособен
Заключительная часть
Сегодня я описал лишь один из множества способов изготовления люминофора. Существуют жидкости, которые также могут светиться, но лишь под воздействием ультрафиолета. Как бы ни удивительно это звучало, но их можно найти на прилавках продуктовых магазинов. Один из подобных напитков – «Швеппс», он светится синеватым оттенком, а вот любой из энергетиков даст желтоватое свечение. Говорить о подобных составах можно бесконечно. Меняя ингредиенты можно добиться различных результатов. Однако я не советую читателям экспериментировать, если нет достаточных познаний в химии. Это может привести к очень печальным последствиям.
Хочется надеяться, что моя сегодняшняя статья пригодится кому-то из читателей для того, чтобы просто удивить гостей на домашней вечеринке. Возможно, что объяснял я немного сумбурно, и что-то в рассказе осталось непонятным. В таком случае, задавайте вопросы в комментариях. По возможности, постараюсь разъяснить непонятные моменты. И ещё, у меня есть огромная просьба к читателям. Выскажите своё мнение, что вы думаете о статье и об опыте, в ней описанном. Также не забудьте оценить мой обзор. Спасибо за внимание.
Люминесцентные краски: виды, применение, изготовление своими руками
Светящаяся краска может стать источником вдохновения и материалом для создания уникальных декоративных эффектов. Она светится в темноте, превращая обычное помещение в сказочное место. Но такой краской декорируют не только интерьер. Люминесцентный пигмент поможет придать необычный вид любой поверхности или предмету. И при этом светящийся состав несложно приготовить своими руками в домашних условиях.
Что такое люминесцентная краска и как она работает?
Люминесценция – это способность вещества светиться в темноте за счет накопленной ранее световой энергии. В люминесцентной краске есть такие вещества, как светящиеся пигменты (люминофоры). Они «накапливают свет» за день или в то время, пока включено искусственное освещение. А когда наступает темнота, становится заметно яркое свечение окрашенной поверхности.
Важно! Нельзя путать люминесцентные (люминофорные, самосветящиеся) составы с флуоресцентными красками. Последние могут светиться только под воздействием ультрафиолетовых лучей (для них нужно покупать специальные лампы).
Процесс накапливания и отдачи световой энергии люминофором обратимый, поэтому светящаяся краска будет «работать» годами. Люминофор – физически и химически устойчивое вещество, которое прослужит не менее 30 лет даже снаружи здания. При этом достаточно всего 15–20 минут «подзарядки» ярким светом, чтобы окрашенная поверхность светилась около 8 часов. Яркость свечения зависит от концентрации люминофора в составе краски.
По принципу действия люминесцентные материалы похожи на фосфоресцентные. Но последние содержат опасный для здоровья фосфор. Поэтому их используют очень редко и лишь для наружных работ. А вот материалы на основе люминофора полностью безопасны.
Область применения светящихся красок
Кроме самого люминофора, в светящуюся краску входит прозрачный лак (он выступает основой материала). Именно от свойств лака зависит область применения конкретного состава. Его можно подобрать практически для любой поверхности – металла и пластика, гипсокартона и обоев, бетона и штукатурки, текстиля и древесины, стекла и керамики.
На заметку! Светящийся состав можно наносить на живые цветы и использовать для боди-арта. Но это должна быть акриловая дисперсия на водной основе, безопасная для здоровья.
Люминесцентную краску используют:
- при нанесении дорожной разметки, покраске ограждений и дорожных знаков;
- для декора внутренних поверхностей (нанесение рисунков на стены, потолки, полы);
- для покраски мебели и других элементов интерьера;
- в гриме, сценическом искусстве, при создании театральных костюмов и декораций;
- во флористике;
- при изготовлении рекламной продукции (от вывесок до сувениров);
- в ландшафтном дизайне (от покраски беседок и заборов до создания сложных рисунков на фасадах);
- в тюнинге автомобилей, велосипедов, мотоциклов (для аэрографии, покраски дисков, колпаков, бамперов, спойлеров);
- для производства спецодежды работников дорожных и аварийных служб.
Тюнинг автомобиля — одна из сфер применения светящейся краски
Виды люминесцентной краски
Все представленные на рынке составы можно разделить на две большие группы:
- Бесцветные (или полупрозрачные). Это лаки, которые при дневном свете практически незаметны. Их можно наносить поверх любого «видимого» рисунка.
- Цветные. Эти эмали кроме люминофора имеют в своем составе красящий пигмент (колер). Днем они выглядят как обычные краски, а ночью светятся.
На рынке представлен большой ассортимент люминесцентной краски
Также люминесцентные ЛКМ различаются по составу основы и эксплуатационным свойствам. Среди них есть:
- Полиуретаново-минеральные эмали. Имеют высокую адгезию и подходят для окрашивания различных пластиков.
- Водно-дисперсные (акриловые) эмульсии. Безопасны и быстро сохнут.
- Термостойкие краски. Создают покрытия, которые выдерживают нагрев до +500 °С. Хороши для окрашивания металлических конструкций, стекла, керамики.
- Водостойкие составы. Создают на окрашенной поверхности тонкую водонепроницаемую пленку. Применяются для окрашивания бассейнов, водоотводов, элементов ванных комнат.
Как приготовить светящуюся краску из порошкового люминофора?
Сделать краску с эффектом свечения можно своими руками. Для этого нужно купить люминофор, подобрать прозрачный лак и растворитель к нему. Также понадобится керамическая или стеклянная посуда для смешивания ингредиентов.
Люминофор нужного цвета можно найти в интернете или магазине стройматериалов. Он довольно дорогой, но 100 г этого порошка хватает для сплошного окрашивания около 8 кв. м поверхности. Цена зависит от цвета свечения: пигменты салатовых, голубых и белых оттенков стоят дешевле, а вот более яркие – красные, оранжевые, синие, зеленые – дороже.
Люминофор — светящийся порошок для изготовления люминесцентной краски
Важно! Лак следует выбирать под ту поверхность, которая будет окрашиваться. Только так готовая краска будет хорошо держаться.
Как сделать светящуюся краску в домашних условиях:
- Налить в посуду лак.
- Досыпать порошковый люминофор (идеальным считается соотношение, когда состав на 70 % состоит из лака и на 30 % – из светящегося пигмента).
- Добавить в смесь немного растворителя (до 1 % от общей массы).
- Тщательно размешать.
- Если нужно получить окрашенный состав, в посуду добавляют также колер.
Материалы и инструменты, необходимые для приготовления люминесцентной краски
Сделанную таким образом краску используют и хранят так же, как обычный лак аналогичного типа.
Самостоятельное изготовление люминофора
При большом желании можно приготовить люминофор своими руками. Правда, для этого понадобится больше стараний и специальные реактивы. Что нужно делать:
- Взять хвойный концентрат и растворить его в чистой воде в соотношении 1 : 50. Готовый раствор должен иметь желтый оттенок.
- В жаропрочную посуду с широким дном насыпать 2–3 г борной кислоты.
- Капнуть на порошок около 10 капель хвойного раствора.
Хвойный концентрат — основной компонент, влияющий на свечение самодельного люминофора
На заметку! Цвет и интенсивность свечения полученного люминофора будет зависеть от концентрации хвойного экстракта. Поэтому ее можно варьировать для достижения нужного эффекта.
Перед тем как сделать люминофор, следует рассчитать необходимый объем светящейся краски. Вполне возможно, что проще и дешевле будет купить в магазине готовый материал. К тому же, «фирменная» краска всегда будет качественнее кустарной, и цвет свечения можно подобрать сразу, без длительных экспериментов. А имея в своем арсенале одну или несколько баночек люминесцентной краски, легко создать необычную вещь, стильный тюнинг или уникальный интерьер.
Люминофор: состав,назначение и применение
Что такое люминофор
Люминофор — это порошкообразный компонент, преобразующий поглощенную им световую, механическую, тепловую энергии в световое излучение. В течение дня он накапливает свет, а в темноте излучает накопленный свет. Самое яркое сияние наблюдается первые полтора часа, затем начнет тускнеть. Чем дольше светящаяся краска поглощала свет, тем дольше будет исходить свечение. Чем выше концентрация люминофора, тем ярче будет свечение. Процесс поглощения и отдачи света светящимся веществом повторяется, вследствие чего люминесцентная краска послужит очень долго.
Этот порошок был создан почти треть столетия назад и потеснил фосфор из тех отраслей, где он раньше использовался. Первоначально этот порошок светился в темноте зеленовато-голубым или зеленовато-желтым цветом. Сейчас в него подмешивают красители для получения множества цветов и оттенков.
По своему действию люминесцентные и фосфоресцентные материалы очень похожи. Однако фосфор опасен для здоровья, в связи с этим используют его нечасто — для уличных работ. А материалы, содержащие люминофор не вредны для окружающей среды, они нетоксичны, не излучают радиацию, не взрывоопасны и не пожароопасны.
Люминесцентные краски часто путают с флуоресцентными. Но флуоресцентные светятся только под действием ультрафиолетовых ламп.
Банка с волшебством
Состав люминофора
Более распространенными считаются фотолюминофоры и электролюминофоры. Состав их смеси довольно сложен: алюминат стронция, активированный европием, диспрозием, иттрием.
Помимо люминофора, в состав светящейся краски входит бесцветный лак, являющийся главной составной материала. От вида лака (акриловый, алкидный, полиуретановый) ее долговечность.
Область применения светящихся красок
Люминофор в интерьере
Возможность применения люминофора в разных отраслях обуславливается его составом. По сути позволительно его использовать для любой поверхности — металлической, пластиковой, гипсокартонной, бетонной, керамической, стеклянной, деревянной и т.д. Краска, содержащая люминофор, вдохновляет на создание потрясающих декоративных элементов. С ее помощью можно придать необыкновенный вид плоскостям и вещам, что буквально окунет Вас в сказку. И такое чудо вполне осуществимо сделать самостоятельно в домашних условиях.
Как же можно использовать люминофор?
Светильник с люминофором в декоре
- для выпуска люминесцентных ламп, которые применяются в самых разных областях деятельности человека;
- для разметки на асфальте, нанесения на дорожные знаки и указатели, обозначения дорожных конструкций;
- для декорирования (покрытие рисунками стен, потолков, полов, мебели и других элементов интерьера);
- в дизайне ландшафта (например: украшение фасадов, покраска небольших строений или заборов);
- в гриме, для пошива театральных костюмов и создании декораций и световых эффектов;
- во флористике;
- в рекламе (окрашивание баннеров, вывесок, афиш, сувениров);
- для тюнинга авто- и мототехники, велосипедов, (аэрография, покраска);
- при пошиве специальной, подростковой и молодежной одежды; для создания спасительных устройств;
- и даже для росписи по телу (нужно использовать акриловую дисперсию на водной основе — она не навредит здоровью).
В общем, можно найти немало способов использовать люминесцентную краску по назначению.
Люминофор хром хамелеон — подсветка
Виды люминофора
По своему химическому составу вещество делится на неорганические (большинство из них относятся к кристаллофосфорам) и органические.
Неорганические люминофоры
Их свечение обуславливается зачастую наличием катионов. Применяются они в люминесцентных лампах, электронно-лучевых трубках, используются при изготовлении рентгеновских экранов, служат индикаторами радиации и т.д.
Органические люминофоры
А органические люминофоры используются для изготовления флуоресцентных красок, люминесцирующих материалов. А также их используют для люминесцентного анализа химики, биологи, медики и криминалисты.
По своим характеристикам люминофоры делятся на:
- Фотолюминофоры
- Электролюминофоры
- Катодолюминофоры
- Рентгенолюминофоры
- Радиолюминофоры
Самой большой распространенностью пользуется фотолюминофор — вид люминофора с определенными свойствами и длительно сохраняющий энергию. После ее накопления люминофор может долгое время отдавать ее в форме излучения — ультрафиолетового, инфракрасного или того, который виден глазу человека.
Именно люминофор типа фотолюминофор можно сделать своими руками.
Самостоятельное изготовление люминофоров
Для создания краски со светящимся эффектом необходимы люминофор, прозрачный лак и растворитель. Смешивать ингредиенты необходимо в стеклянной или керамической посуде.
Как сделать светящуюся краску дома:
- В стеклянную или керамическую посуду поместить лак.
- Затем насыпать порошок (идеальное соотношение: 70% лака и 30% светящегося пигмента).
- Далее нужно добавить растворитель (не более 1 % от общей массы).
- Тщательно все перемешать.
- Если хотите произвести цветной состав, в смесь также добавляют колер.
Краску, сделанную таким способом, применяют и хранят так же, как лак подобного типа.
Есть интересный способ сделать светящийся порошок. Для этого понадобятся хвойный концентрат и борная кислота. Хвойный концентрат (не экстракт), да и борную кислоту можно достать во многих аптеках.
- Хвойный концентрат развести водой в пропорции 1 : 50. Получится светло-желтый раствор.
- В жаростойкую посуду всыпать 2–3 г борной кислоты.
- К борной кислоте добавить около 10 капель хвойного раствора. Количество хвойного концентрата будет влиять на цвет и насыщенность полученного люминофора. Поэтому его количество можно изменять.
- Получившийся состав нужно тщательно размешать (можно даже потолочь в ступке — это увеличит время свечения) и разровнять ее в посуде, дно которой не толще 4 мм.
- Посуду разместить над маленьким огнем и сушить смесь.
- Когда вода испарится, на поверхности смеси начнут появляться пузырики. Их нужно лопнуть.
- После того как смесь полностью расплавится, ее нужно убрать с огня и остудить при комнатной температуре.
- Получившуюся корку растереть до состояния мелкого песка. Это и будет люминофор. Соединив его с бесцветным лаком, можно осуществить задуманные мечты.
Кроме этого, люминофор можно изготовить, смешав родамин и борную кислоту, но качество продукта будет много хуже.
При работе будьте осторожны, работайте в перчатках и по возможности защитите глаза с помощью очков.
Иногда удобнее приобрести уже готовый люминофор. Это и быстрей, и не так трудоемко. Да и качество фабричной краски всегда намного лучше самодельной, и цвет сияния можно выбрать сразу, без опытов. Но если очень хочется побыть исследователем — дерзайте, экспериментируйте с цветами! Имея в запасе пару-тройку баночек люминесцентной краски и богатое воображение, легко можно создать неповторимый дизайн, модный тюнинг или необычную вещь.
А какое назначение для краски выберете Вы?